Графический процессор вычислительного ядра видеокарты. Эти микросхемы предназначены для выполнения вычислений графических данных гораздо более эффективно, чем может процессор. Современные графические процессоры являются более сложными, чем процессоры. Один из самых быстрых GPU на сегодня видеокарты NVidia GeForce HD630 или HD640, в то время как самый быстрый четырехъядерный процессор Intel Intel Core i7 имеет 820 миллионов транзисторов (в том числе 256 МБ кэш-памяти L2 ).
Графические процессоры могут быть разделены на различные зоны, специализирующиеся в конкретной операции. Основными подразделениями являются потоковые процессоры ТМУ и РОП. Основными производителями графических процессоров NVIDIA (создателей серии GeForce) и ATI (создатели видеокарт Radeon серий).
В отличие от ЦП и большинства других графических процессоров, графический процессор обрабатывает каждое изображение в виде трехмерного (3D) изображения, даже если изображение является двухмерным (2D). Сложные образы часто имеют текстуры, а GPU имеет возможность загрузить много текстур за один раз. Чтобы получить идеальный цвет каждого пиксела, ГПУ использует пиксельные шейдеры. Есть много графических приложений, которые позволяют пользователям проецировать изображения, и GPU оптимизирован для загрузки этих изображений.
Большинство языков обработки изображений и оборудования имеют разделение на 2D и 3D образы, потому что как правило, для обоих необходимы разные визуализации и методы обработки. Графический процессор загружает изображение и обрабатывает в виде 3D изображения. ГПУ сделана таким образом, чтобы обработать 2D-изображения в качестве свернутого 3D-изображения, что представляет определенные преимущества. Это увеличивает скорость загрузки для 2D-изображений, поскольку ГПУ имеет установки для обработки более сложных изображений, и 3D-изображения могут быть загружены быстро потому, что ГПУ готова загрузить множество факторов, необходимых для этих изображений.
Во многих текстуры используются образы, особенно те, которые сделаны с помощью графических дизайнерских программ. Эти текстуры добавляют лишние детали, но они также требуют больше памяти, что нормально загружаться. Графический процессор при обработке изображений может одновременно загружать около 16 текстур или более, что повышает быстрое текстурирование изображения и они загружаются быстро, так как к ним могут быть применены текстуры.
Каждый пиксель в изображении имеет свой определенный цвет и оттенок, и эта соответствуящая информация важна при загрузке изображения, поскольку, в противном случае, изображение может загрузиться неправильно. Чтобы гарантировать правильную загрузку изображения, графический процессор при обработке изображений использует пиксельные шейдеры. Обычно используется много шейдеров, работающих одновременно, и каждый из них рассказывает ГПУ именно то, какой цвет и оттенок необходим для каждого пикселя.
Многие графические дизайнерские программы способны сделать многоуровневые образы, или составные картины, сделанные из множества снимков, один поверх другого, но там может быть несколько проблем если нет ГПУ при принятии этих образов. Центральный процессор не оптимизирован для загрузки графики, поэтому эти изображения часто занимают много времени, чтобы загрузиться, и программа для графического дизайна, может даже лагать или дать сбой при принятии композитных изображений. С графического процессора эти изображения не только загружаются быстрее, но ГПУ также улучшает сшивку изображения.